Ставропольский край. Аграриям требуется поддержка на государственном уровне

27 марта 2008, 14:43
На расширенном заседание коллегии Минсельхоза РФ, состоявшемся в Москве, обсуждались итоги работы АПК в 2007 году, меры по реализации 5-летней Госпрограммы и мероприятиях по выполнению целевых показателей на 2008 год.

В заседании коллегии принял участие, в том числе и губернатор Ставропольского края Александр Черногоров.

На Ставрополье функционируют более 500 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, а также более 15 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 400 тыс. личных подсобных хозяйств. В сельском хозяйстве края занято свыше 156 тыс. человек, отмечает пресс-центр губернатора Ставропольского края.

По данным Росстата средний по краю уровень рентабельности сельскохозяйственной отрасли в последние годы сложился в пределах 38%. Число прибыльных хозяйств возросло с 67% в 2003 году до 84 - в 2006 году. По итогам наиболее успешного для Ставрополья 2007 года более 91% сельхозорганизаций прибыльны. Их прошлогодняя прибыль (до налогообложения) составляет более 10,4 млрд рублей.

Если в прежние времена валовой сбор зерновых культур в крае колебался от 1 до 5 млн т, со средней урожайностью 18-30 ц/га, то в последнее время среднегодовой намолот зерновых и зернобобовых культур установился на уровне выше 6 млн т, а в 2007 году был выращен и собран рекордный урожай - 7,2 млн т. В новом веке край уже 5 раз преодолевал советский максимум намолота.

На каждого жителя края ежегодно производится более 2 т зерна - это самый высокий показатель в Российской Федерации.

Не удивительно поэтому, что в рейтинг 100 наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных зернопроизводящих предприятий России сейчас входят 35 организаций Ставропольского края.

Учитывая растущие потребности страны в продовольственном зерне, земледельцы края под урожай текущего года увеличили площадь посева озимых зерновых культур на 97,5 тыс. га. Площадь посева озимого рапса в крае возросла до 102 тыс. га, что составляет половину (52%) от его площади в Российской Федерации.

По оценке А. Черногорова, реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» способствовала тому, что в крае в 2006-2007 гг. увеличилось производство мяса на 45 тыс. т, или на 20% в сравнении со стартовым уровнем, а производство молока возросло на 39 тыс. т, или на 7% к уровню 2005 года.

По мнению главы Ставрополья, вектор на возрождение российского села сохранен и еще более усилен в 5-летней Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции и для данного аграрного края это один из стратегических документов.

Новая политика в сфере сельского хозяйства поможет решить давние проблемы российской глубинки и задачу обеспечения продовольственной безопасности страны. К сожалению, проблем у сельскохозяйственной отрасли еще немало.

Первая, как не раз подчеркивал А. Черногоров, заключается в том, что при увеличении числа направлений использования кредитов, по которым субсидируются процентные ставки, одновременно увеличивается размер маржи, устанавливаемый банками. В 2007 году он составлял 3%, в 2008 году - 4%. Понятно, что такое поведение банков не приветствуется селянами. Необходимо зафиксировать размер маржи на минимальном уровне на весь период действия Госпрограммы.

Достижение финансовой устойчивости сельхозпроизводителей возможно только при обеспечении стабильности и долгосрочности условий предоставления им господдержки. Как показывает практика, эти условия меняются. Например, в прошлом году предоставлялись субсидии на уплату процентов по кредитам, привлеченным ремонтными и агроснабженческими организациями на закупку и поставку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники (это постановление федерального Правительства от 30 декабря 2006 года 878). В 2008 году эти организации лишены права на получение субсидий по кредитам, привлекаемым на те же цели (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года 998).

Увеличение объемов производства сельхозпродукции обуславливает необходимость переоснащения организаций обрабатывающей промышленности. Но в настоящее время субсидии по кредитам предоставляются этим организациям только на приобретение оборудования для первичной переработки сельхозпродукции. Хотя логично было бы расширить направления господдержки в отношении организаций обрабатывающей промышленности, распространив их и на реконструкцию и модернизацию производства.

Не менее значимой для селян, по мнению А. Черногорова, является проблема постоянного роста цен на минеральные удобрения и энергоносители. Так, по наиболее востребованному удобрению - аммофосу - у основного поставщика удобрений для края - ОАО МХК «Еврохим», средняя цена за период с 2003 года по январь 2007 года, или за 4 года, возросла с 5,4 тыс. рублей до 9,8 тыс. рублей, то есть в 1,8 раза. А с января 2007 года по февраль 2008 года, или за 1 год, цена опять возросла в 1,7 раза, достигнув 16950 руб/т. С целью исправления ситуации с руководством этой компании было заключено соглашение о стабилизации цен на этом уровне.

К сожалению, цены на природный газ по сравнению с прошлым годом увеличилась на 25%, на электроэнергию - до 46%, а на горюче-смазочные материалы - от 38 до 57%, что значительно превышает уровень инфляции.

Позиция губернатора края заключается в том, что было бы справедливым предпринять меры сдерживания цен на энергоносители в пределах официального уровня инфляции.

По мнению А. Черногорова, требуется также решение на федеральном уровне еще ряда актуальных проблем. Например, в формировании земельных отношений. Основными проблемами в сфере земель сельскохозяйственного назначения являются:

- трудоемкость процедуры оформления земли;

- высокие временные и финансовые издержки на формирование земельных участков и их регистрацию.

Эти вопросы не позволяют оформить дольщикам земельную собственность надлежащим образом, а сельскохозяйственным товаропроизводителям - заключить легитимные договоры аренды земли и быть уверенными в перспективе своего аграрного бизнеса. Проблема характерна для многих других регионов страны, что, по-видимому, требует вмешательства федеральных органов.

Неоднократно подчеркивал А. Черногоров, что в Южном федеральном округе актуальной проблемой является защита посевов от градобитий. В Ставропольском крае уже 10 лет успешно в этом направлении работает созданное госучреждение «Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Росгидромета». Эффективность ее противоградовых воздействий составляет в среднем 87,5% при нормативе 70%.

Однако, так как градовые облака, зарождаясь и усиливаясь в одном регионе, повреждают посевы, постройки и территорию в другом необходимо создать в ЮФО единую сеть противоградовой защиты его территории с общей радиолокационной сетью и системой штормооповещения, с финансированием ее развития за счет средств федерального бюджета. В связи с этим Ставрополье не раз выступало с инициативой организовать Центр противоградовой службы Южного Федерального округа в г. Ставрополе на базе уже существующей службы.

Следующий проблемный вопрос касается мелиорации и орошаемого земледелия. В Ставропольском крае, где более 2/3 территории находится в засушливой зоне, невозможно стабильное ведение сельскохозяйственного производства без орошения. Край обладает значительным мелиоративным потенциалом, одних только магистральных и распределительных каналов, находящихся в федеральной собственности, которые подают воду не только на нужды орошения Ставрополья, но и в республики Дагестан, Калмыкию, Чечню, Ростовскую область, - более 8 тыс. км.

Из-за острого недофинансирования ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративном комплексе пропускная способность каналов составляет всего порядка 60%, крупные водохранилища заилены.

В связи с тем, что 70% средств водного налога в России формируется за счет деятельности межхозяйственной мелиоративной системы, расположенной на территории Ставропольского края, А. Черногоров считает целесообразным водный налог, зачисляемый с 2005 года в федеральный бюджет, вернуть в доходную часть бюджета Ставропольского края для проведения целевых водохозяйственных мероприятий на гидротехническом комплексе края.

Как альтернативный вариант - существенно, в разы, увеличить объем расходов на проведение ремонтных работ на мелиоративной системе за счет средств федерального бюджета.

И, наконец, - об очевидных проблемах в животноводческой отрасли. Темпы увеличения производства животноводческой продукции в крае могли быть и выше, но национальный проект по настоящему не нашел приоритетности во многих структурах, прямо или косвенно влияющих на процесс его реализации.

Газо- и энергоснабжающие организации стали предъявлять к инвесторам требования по выполнению больших объемов работ по замене и строительству газопроводов, линий электропередач, увеличению мощностей трансформаторных и газораспределительных станций за пределами строительной площадки.

Такой пример: при строительстве свинокомплекса на 350 тыс. свиней ООО «Гвардия» таких требований было предъявлено на 9,3 млн рублей! Понятно, что деловая активность от этого только падает.

Кроме того, лимиты на природный газ для вновь вводимых объектов АПК не выделяются, а цена на коммерческий газ в 1,5 раза выше установленных тарифов. И эту проблему тоже можно решить только на федеральном уровне.

Дальнейшее развитие животноводства сдерживается также по причине отсутствия у потенциальных заказчиков залоговой базы, поручительства финансово устойчивых структур.

Выходом из создавшейся ситуации могло бы быть использование механизмов проектного финансирования с использованием венчурных операций со стороны «Россельхозбанка», кредитные продукты которого должны быть более доступны для сельхозпроизводителей.

А. Черногоров полагает серьезной проблемой, что производимая в крае шерсть, качество которой не уступает лучшим мировым образцам, а цена, к сожалению, не окупает затрат на ее производство. Уровень потребления шерсти населением нашей страны составляет 142 гр на 1 человека, а по климатическим условиям норма потребления должна быть не менее 720 гр.

Необходимо, по мнению главы края, на федеральном уровне рассмотреть вопрос о формировании государственного заказа на шерсть для обеспечения силовых структур и формирований государственного резерва в соответствии с переходом их на форму нового образца.

Расчеты и обоснования по всем обозначенным проблемным вопросам переданы в секретариат коллегии Министерства сельского хозяйства России.

Крестьянские ведомости

Также в разделе:

Сбербанк прокредитовал крупный птицеводческий комплекс на Ставрополье...

Аграрии Ставропольского края намерены развивать мясное животноводство...

На Ставрополье вывели новую породу овец...

Рейды из-за угрозы чумы свиней начались на Ставрополье...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



 

Горячее предложение